Презентация 1 группы.

Авторы проекта:

Курочкин Даниил и Тарнавский Денис,

учащиеся 9 "Г" класса.

1.    Актуальность проблемы

В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов поставил своей задачей всесторонне раскрыть личность современника, показать портрет «героя времени», «составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». 
    Образ Печорина сначала предполагал автобиографическую канву. Но постепенно он наполнился другим содержанием, вылился в центральную проблему романа – проблему человека и эпохи. Характер Печорина стал отражением явлений российской действительности 30-х гг. XIX века.

Печорина мучает вопрос : Каким будет следующее поколение?

2.    Гипотеза

   В предисловии к журналу Печорина Лермонтов определяет свою творческую задачу – нарисовать не массовый портрет дворянства, а обратиться к характеру редкому, исключительному, таившему в себе «силы необъятные», именно таким и предстает перед нами Печорин. Но роман Лермонтова, вместе с тем, решает и многие философские проблемы. Одна из них – влияние рока, судьбы на человека. В этом отношении особенно важна финальная глава романа - «Фаталист», раскрывающая перед нами новые стороны характера героя. Главы романа расположены не в хронологической последовательности, а сообразно идейному содержанию. Поэтому глава «Фаталист» подводит читателя к окончательным выводам, даёт итог всему роману.

3.    Предмет исследования 

Печорин любит сомневаться во всем, но он воздерживается от суждений о том, существует ли высшая сила или нет. Но герой приходит к мысли: при любых обстоятельствах нужно действовать. “Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь! ”

 Печорин считает, что вера в предопределение - черта людей прошлого, современному человеку они кажутся смешными. Но в то же время герой думает о том, «какую силу воли придавала им» эта вера.

Повесть как будто оставляет открытым вопрос о существовании предопределения. Но Печорин все-таки предпочитает действовать и собственными поступками поверять ход жизни. Фаталист повернулся своей противоположностью: если предопределение и существует, то это должно делать поведение человека только активнее. Быть просто игрушкой в руках судьбы унизительно. Лермонтов дает именно такое толкование проблемы, не отвечая однозначно на мучивший философов того времени вопрос. 

Исцеления и покоя Печорин искал в любви, жаждал чистого, сильного, бескорыстного чувства, но не находил. Прошлый печальный опыт ожесточил его. Отсюда — скепсис, колкие замечания в адрес женщин, показные рассуждения о том, что он «давно не живет сердцем», а «живет одной головою». Не хочется верить герою, который как-то замечает: «Некстати было бы мне говорить о них с такой злостью, — мне, который кроме их на свете ничего не любил, мне, который всегда готов был им жертвовать спокойствием, честолюбием, жизнию…»

Печорин – сложный, противоречивый герой. Он говорит о себе: « Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Печорин критически относиться к себе и своим поступкам.   Печорин презирает светское общество. Он характеризует его, как «сборище богатых и титулованных бездельников», которых интересуют только сплетни, карточные игры, интриги, погоня за деньгами и наградами. Печорину одиноко в этом обществе. 

 

4.    Цель работы

1)    Показать актуальность проблемы

2)    Показать характер Печорина (в гипотезе)

3)    Показать отношение Печорина к любви (предмет исследования)

4)    Показать отношение Печорина к себе, к окружающим (предмет исследования)

5.    Ход работы 

1)    Чтение произведения

2)    Подбор цитат

3)    Работа с материалом

4)    Создание проекта

6.    Задачи

Определить, что для Печорина является смыслом жизни, может ли рок повлиять на нее?

 

Определение задач:

«Журнал Печорина» полон размышлений о смысле жизни, о взаимоотношениях личности и общества, о месте поколения в череде поколений, о роли человека в истории. Основная черта характера Печорина — стремление к самопознанию. Он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, симпатии и антипатии. Печорин не сумел реализовать себя в чем-то, поэтому все его душевные и умственные силы направлены на то, чтобы разобраться в самом себе, это — этап становления его личности. Никто не оценит Печорина объективнее, чем он сам это делает. Единственное занятие, которое остается Печорину, — это формировать себя как личность. В процессе формирования он задается бесконечными вопросами: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Самой горькой и тяжелой для него является мысль, что, видимо, его ожидало «назначение высокое», но он его не угадал и поэтому оказался «выброшенным на обочину» жизни. В результате своих размышлений Печорин приходит к выводу, что живет исключительно для того, чтобы разрушать чужие надежды и губить судьбы. Действительно, все люди, с которыми судьба его сталкивает, становятся несчастными. Так было с Бэлой, которую он зачем-то похитил; с Мери, которую эксперимента ради заставил полюбить себя; с Грушницким, которого он убил на дуэли; с Верой; с Максимом Максимычем и, наверное, со многими другими, кто просто не упомянут в романе. Печорин прекрасно сознает, что губит людей, но абсолютно к этому равнодушен, впрочем, как и к собственной судьбе.  









Презентация 2 группы.

Авторы проекта:

Сибиль Виталий, Соченко Михаил, Голицын Костантин,

Пинчукова Олеся, Харченко Влад, Зинченко Артём,

Волков Олег, учащиеся 9 "Г" класса.