Презентация 1 группы.
Авторы проекта:
Курочкин Даниил и Тарнавский Денис,
учащиеся 9 "Г" класса.
1. Актуальность проблемы
В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов поставил своей задачей
всесторонне раскрыть личность современника, показать портрет «героя времени», «составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Образ Печорина сначала предполагал автобиографическую канву. Но постепенно он наполнился другим содержанием, вылился в центральную проблему романа – проблему человека и
эпохи. Характер Печорина стал отражением явлений российской действительности 30-х гг. XIX века.
Печорина мучает вопрос : Каким будет следующее поколение?
2. Гипотеза
В предисловии к журналу Печорина Лермонтов определяет свою творческую задачу – нарисовать не массовый портрет дворянства, а обратиться к характеру редкому, исключительному, таившему в себе «силы необъятные», именно таким и предстает перед нами Печорин. Но роман Лермонтова, вместе с тем, решает и многие философские проблемы. Одна из них – влияние рока, судьбы на человека. В этом отношении особенно важна финальная глава романа - «Фаталист», раскрывающая перед нами новые стороны характера героя. Главы романа расположены не в хронологической последовательности, а сообразно идейному содержанию. Поэтому глава «Фаталист» подводит читателя к окончательным выводам, даёт итог всему роману.
3. Предмет исследования
Печорин любит сомневаться во всем, но он воздерживается от суждений о том, существует ли высшая сила или нет. Но герой приходит к мысли: при любых обстоятельствах нужно действовать. “Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь! ”
Печорин считает, что вера в предопределение - черта людей прошлого, современному человеку они кажутся смешными. Но в то же время герой думает о том, «какую силу воли придавала им» эта вера.
Повесть как будто оставляет открытым вопрос о существовании предопределения. Но Печорин все-таки предпочитает действовать и собственными поступками поверять ход жизни. Фаталист повернулся своей противоположностью: если предопределение и существует, то это должно делать поведение человека только активнее. Быть просто игрушкой в руках судьбы унизительно. Лермонтов дает именно такое толкование проблемы, не отвечая однозначно на мучивший философов того времени вопрос.
Исцеления и покоя Печорин искал в любви, жаждал чистого, сильного, бескорыстного чувства, но не находил. Прошлый печальный опыт ожесточил его. Отсюда — скепсис, колкие замечания в адрес женщин, показные рассуждения о том, что он «давно не живет сердцем», а «живет одной головою». Не хочется верить герою, который как-то замечает: «Некстати было бы мне говорить о них с такой злостью, — мне, который кроме их на свете ничего не любил, мне, который всегда готов был им жертвовать спокойствием, честолюбием, жизнию…»
Печорин – сложный, противоречивый герой. Он говорит о себе: « Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Печорин критически относиться к себе и своим поступкам. Печорин презирает светское общество. Он характеризует его, как «сборище богатых и титулованных бездельников», которых интересуют только сплетни, карточные игры, интриги, погоня за деньгами и наградами. Печорину одиноко в этом обществе.
4. Цель работы
1) Показать актуальность проблемы
2) Показать характер Печорина (в гипотезе)
3) Показать отношение Печорина к любви (предмет исследования)
4) Показать отношение Печорина к себе, к окружающим (предмет исследования)
5. Ход работы
1) Чтение произведения
2) Подбор цитат
3) Работа с материалом
4) Создание проекта
6. Задачи
Определить, что для Печорина является смыслом жизни, может ли рок повлиять на нее?
Определение задач:
«Журнал Печорина» полон размышлений о смысле жизни, о взаимоотношениях личности и общества, о месте поколения в череде поколений, о роли человека в истории. Основная черта характера Печорина — стремление к самопознанию. Он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, симпатии и антипатии. Печорин не сумел реализовать себя в чем-то, поэтому все его душевные и умственные силы направлены на то, чтобы разобраться в самом себе, это — этап становления его личности. Никто не оценит Печорина объективнее, чем он сам это делает. Единственное занятие, которое остается Печорину, — это формировать себя как личность. В процессе формирования он задается бесконечными вопросами: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Самой горькой и тяжелой для него является мысль, что, видимо, его ожидало «назначение высокое», но он его не угадал и поэтому оказался «выброшенным на обочину» жизни. В результате своих размышлений Печорин приходит к выводу, что живет исключительно для того, чтобы разрушать чужие надежды и губить судьбы. Действительно, все люди, с которыми судьба его сталкивает, становятся несчастными. Так было с Бэлой, которую он зачем-то похитил; с Мери, которую эксперимента ради заставил полюбить себя; с Грушницким, которого он убил на дуэли; с Верой; с Максимом Максимычем и, наверное, со многими другими, кто просто не упомянут в романе. Печорин прекрасно сознает, что губит людей, но абсолютно к этому равнодушен, впрочем, как и к собственной судьбе.